Оленеводство — важнейшая отрасль северного края

Оленные люди

В северных районах Хабаровского края издавна живут тунгусские народы эвены и эвенки. Много веков кочуют они со стадами оленей по бескрайней тайге. Основа их материальной жизни составляет транспортное оленеводство, а сопутствующие промыслы охота и рыболовство. Эти занятия требуют постоянных передвижений вот так сформировалось уникальная кочевая культура тунгусов. Годовой хозяйственный цикл эвенов и эвенков делится на несколько периодов и все цело подчинен интересам оленеводства. Воспроизводству оленя его полноценному питанию, защите от хищников и сохранению поголовья.

Самым спокойным временем года в жизни оленеводов считается зима. В это время основным занятием мужчин становится охота на пушного зверя. Зато весной в период отела пастухи трудятся круглосуточно. Важенок отделяют от стада размещают в специальном загоне и день и ночь все члены бригады дежурят в этом оленьем роддоме. Летом у оленеводов другая забота, появляется злейший враг оленей – овод. Он не только доставляет животным неудобства но прогрызает их шкуру и откладывает в них свои личинки. Прохлада и ветер спасает оленей на наледи который сохраняется в этих местах все лето.

olenevodstvo

Маршруты

А на таежных пастбищах устраивают дымокуры возле которых олени проводят весь день. Страх перед оводом пересиливает даже голод. Оленей приходится насильно выгонять на водопой и пастбища. В конце лета у оленя начинается период гона. В это время стадо становится неуправляемым и отпускается на вольный выпас. В остальное же время олени ежечасно находятся под контролем пастухов. И в дождь и снег укарауливают они стадо верхом на оленях или пешком. Каждая оленеводческая бригада пасет свое стадо на определенной территории во многих случаях она совпадает с традиционным маршрутом которым кочевали их предки в прошлом.

Оленеводы знают здесь каждый ручей, каждую возвышенность протяженность кочевых маршрутов достигает двухсот и более километров. По мере использования ягельных пастбищ семья собирается в дорогу в поисках новых источников питания для своих оленей. Редко когда бригада на одном месте больше месяца. Сборы не занимают много времени все предметы походного быта мебель сумки посуда продуманы прекрасно приспособлены к кочевому образу жизни. Каждая сумка имеет определенное назначение. Большие мягкие сумки шьются из камуса оленя в них перевозят одежду и продукты, а в специальные жесткие коробки складывается хрупкая посуда.

Кочевой образ жизни оленеводов

Порядок движения во время кочевки строго регламентировано. Зимой впереди каравана следует олень который прокладывает в глубоком снегу дорогу. За ним едут хозяин стойбища и специальный олень носитель семейных святынь. Все олени в стаде имеют определенное назначение. Одни перевозят посуду, другие детей, третьи всякий инвентарь. Для этого они проходят специальную подготовку и дрессировку. В соответствии с обязанностями олени имеют свои названия. Существует несколько видов седен грузовое, ездовое женское и мужское. Сбираться на оленя помогает посох нилкам. Ездить на оленях таежный кочевник начинает с рождения. Грудных детей перевозят в люльках а детей постарше в специальных седлах с деревянными бортиками по бокам. Колыбель делали из гнутого дерева или толстой бересты.

Атрибуты

Ее можно было поставить на землю подвесить на сумку привязать к седлу. С конца девятнадцатого века в кочевом хозяйстве эвенов и эвенков появилась нарта грузы стали перевозить на ней запрягая двух оленей и связывая вереницу до десяти груженых нарт. Кочевой образ жизни предполагает большую самостоятельность и активных женщин в хозяйственных делах оленеводческой семьи. Они занимаются приготовлением пищи, установкой жилища, обработкой шкуры оленя, изготовлением домашней утвари, воспитанием детей, помогают мужчинам в уходе за оленями и даже в охотничьем промысле. С рождением детей они приобретают более высокий социальный статус в обществе. Большим уважением пользуются пожилые женщины. Дети с раннего возраста участвуют в делах семьи. Мальчишки помогают родителям пасти оленей ловко управляются с маутом, девочки учатся выделывать шкуры и шить одежду заботятся о малышах. Детские игры всегда подражали жизненному укладу взрослых. Игрушками служили фигурки животных и людей из кости оленя или коры дерева. А разномастных оленей изображали разноцветные камешки, ракушки, или просто ветвистые прутья.

До сих пор каждому новорожденному ребенку в семье оленеводов дарят оленя. Чаще всего важенку. Все телята все телята которой тоже будут принадлежать ребенку. К моменту взросления у него накопится свое маленькое стадо необходимое для начала самостоятельной жизни. В советское время из мелко табунного транспорта оленеводство превратилось в крупно табунное продуктивное. В настоящее время колхозы прекратили свое существование и таежные оленеводы снова возвращаются к традиционным формам ведения хозяйства.

Оленеводство — олень центр мироздания

Вся жизнь кочевых таежников связана с оленем. В качестве основного средства передвижения он не заменим в тайге в любое время года. Олени делят на ездовых для перевозки людей и вьючных на которых перевозят грузы. Для распознавания своих оленей каждый хозяин делает фигурную метку на ушах новорожденных оленят, а вырезанные метки нанизанные на жилку бережно хранит как оберег оленя.

Но олень не только служит средством передвижения, он дает семье оленевода, кров, одежду и пищу. Более того для тунгусов олень центр мироздания. Его считают творцом земли он движет небесное светило и ведает ходом времени. С оленем связаны многие древние верования и обряды. Когда то нынешние северные олени жили не только не севере, они были широко распространены и по всей Европе. В нашем регионе сохранился охотский северный олень. Это самый крупный из под видов северного оленя проживающих в России.

olenevod-ehvenk

Северный олень

Дикие северные олени очень кроткое и безобидное животное, И только в период брачных игр уступчивый и добродушный самец превращается в опасного зверя, во избежание травм у оленей пастухи в это время обрезают им рога, Сверенный олень в это время обладает удивительными качествами которые позволили ему приспособится к жизни на севере, и легко выдерживать пятидесяти градусные морозы, Даже новорожденный олененок не боится холода, уже через два три дня он бегает за матерью. В этом северному оленю помогает необычная шерсть, шерстинки у него клинообразные и наполнены воздухом образующим хорошую воздушную шубу. Даже дующий против шерсти ветер не может добраться до кожи коленей, Благодаря своей шерсти северный олень очень хорошо плавает, наполненная воздухом шерсть держит его на воде и не дает замерзнуть. Зимой олень обрастает теплым пухом. Однако для того чтобы жить в тайге и тундре мало быть устойчивым к морозам, надо еще добывать себе еду.

Пища оленя

Олень питается ягелем которое называют оленьи мхом, его не станет есть ни корова ни лошадь. Зимой олень добывает еду из под снега разгребая его часто с метровой глубины или разбивая копытами плотный ледяной покров. Копыта у северных оленей не только острые но и широкие благодаря таким копытам они свободно ходят по болотам и мчатся по глубокому снегу. По мнению северных жителей олень совмещает в себе достоинства многих домашних животных. Коровы оленье молоко имеет самый большой процент жирности. Лошади олень перевозит людей и грузы в любое время года и как овца олень дает теплый мех, одежду и постель. А еще также как верблюд он способен выдержать многодневное путешествие в сложных климатических условиях. У оленя есть еще замечательная особенность в отличие от человека глаз северного оленя пропускает свет в ультра фиолетовом диапазоне. Это защищает его глаза от яркого солнечного света которое отражается снегом.

Хэвэк

Большинство таежных оленеводов имеют так называемого любимого оленя хэвэк или сэвэхи по эвенкийски. Они верят что он может вылечить хозяина если тот заболеет забирает его тяжелые мысли и переживания. Как друг он поможет в трудные моменты жизни. Этот олень освобождается от всех работ, а когда хозяин умирает то его отправляют в загробный мир вместе с умершим.Только когда стадо достигнет большой численности оленевод позволяет себе убить домашнего оленя для нужд семьи

Используют в олене практически все без отходно, мясо, шкуру, субпродукты, кровь, рога, камусы. Кстати рога северного оленя и копыта прекрасный материал для сувениров, а из рогов оленей добывают ценнейшее лекарственное сырье пантокрин. Своеобразным сосудом для хранения сырой крови служит желудок оленя. Свежую теплую кровь пьют как источник силы и здоровья. Но прежде чем отведать приготовленную пищу эвен обязательно угостит свежениной духа костра.

Хэвэк, сэвэхи — животное (олень или собака), душа которого сверхъестественным образом связана с душой человека: человек может отвести на своего хэвэка болезнь, а несчастье, происшедшее с хэвэком, может отразиться на человеке.

Постройки оленеводов

Кочевой образ жизни и суровые климатические условия требовали от оленеводов особого устройства жилища. Легкого в транспортировке и установке и теплого в зимние морозы. Всем этим требованиям соответствует чум – один из самых древних видов жилища распространенный у всех северных народов. Он представляет собой коническое каркасное сооружение обтянутое сверху оленьими шкурами. Строительным материалом для каркаса служит тонкие жерди из молодых лиственниц. В основе конструкции три – четыре толстые опорные жерди которым симметрично приставляются более тонкие. Вверху чума оставляется отверстие через которое уходит дым от очага.

Его размер и направление можно регулировать в зависимости от погоды. Установка чума не занимает много времени даже для женщин и подростков не составляет труда. Ход жилища ориентировался в пространстве зимой на юг летом на северо-запад, однако очень важным для хозяев чума был вид открывающемся перед жилищем. Они умеют ценить сказочную красоту эпических живописных, северных пейзажей, их тишину, гармонию и вольный простор. Внутри чума в центре располагается очаг над которым на крюках подвешиваются котелок и чайник. В очаге день и ночь тлеет сырое бревно от угли которого в любой момент можно разжечь костер.

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами

Чум и его атрибуты

Пол в чуме застилается душистыми хвойными ветками, которое располагается в определенном порядке двигаясь от центра в обе стороны к двери. Настил должен быть пушистым и мягким его меняют по мере изнашивания хвои. А зимой сверху настилают еще теплые шкуры оленя. Если мужчину в тайге застала ночь, он строит временный двухскатный шалаш из веток сланника и ели. Из них можно соорудить ночлег и летом и зимой. Для начала выбирают два рядом стоящих дерева, к ним привязывают наклонную опору. В полученную развилку крепится поперечная жердь. А к ней с двух сторон приставляют более тонкие жерди.

На них уже слоями двигаясь с низу вверх укладываются ростки и хвойные ветки. Такие ночлежки строят и оленеводы блуждающие по тайге в поисках отбившихся от стада оленей и охотники в погоне за зверем оказавшиеся далеко от зимовья. Такому укрытию не страшен ветер, дождь и снег. Веками складывались простые и очень рациональные формы существования человека в мире природы. Он берег ее и брал от нее только то, что было необходимо для сохранения своей жизни и природа отвечала ему тем же.

chum

Известны таежным кочевникам и корьевые дома строительным материалом для них служит кора лиственницы. Кроме жилых у эвенов и эвенком имеются хозяйственные постройки. Это свайные амбары, как избушки на курьих ножках вырастающие в гремучей тайге. В них кочевники оленеводы хранят сезонную одежду, запасы продуктов, нарты. Высокие опоры защищают содержимое склада от медведя и грызунов.

Национальная одежда.

Эвенкские и эвенкийские женщины заслуженно снискали себе славу замечательных мастериц по выделке и художественной обработке меха и ролдуги. Чтобы получить мягкую тонкую ролдугу со шкуры нужно удалить весь ворс. Для этого его либо срезают с замороженной шкуры либо замачивают ее на длительное время, а затем скребками счищают никчемную шерсть. Процесс выделки шкуры оленя трудоемкий и кропотливый требующий больших физических усилий и сноровки.

Сначала свежую шкуру растянутую на распорке сушат. Края распрямляют с помощью щепочек. После просушки шкуры оленя специальными инструментами кожу скребут. Затем смачивают специальным мхом, плотно заворачивают и оставляют на некоторое время. Когда кожа размягчится ее еще раз скоблят, а затем долго мнут до нужного состояния.

Ролдуга — выделанная оленья шкура, похожа на замшу.

Even_women

Камусы оленя

Высоко ценятся рукоделие для северных народов – камусы оленя. Это мех с ног оленя. Тонкий, гладкошерстный он широко используется в изготовлении обуви и вьючных сумок. Основой традиционного мужского и женского костюма эвенов служит распашной кафтан. Приталенного силуэта с об точными рукавами. Полочки на нем стягиваются ровными ремешками. Под кафтан женщины надевали нагрудник который не только защищала от холода но и служил подлинным украшением костюма. Комплект зимней одежды дополняли головные уборы в форме капара разного кроя, теплые меховые брюки в которых можно и на снег сесть.

Высокие торбоза из камуса оленя в которые вставляются меховые чулки мехом во внутрь. В сильные морозы оленеводы надевают на лицо своеобразную защитную маску из мягкого белячего меха. Она могла закрывать все лицо или только подбородок и щеки. Сшивали меховые и ролдужные детали нитками из сухожилия оленя. Для их изготовления расщепленные волокна вкручивают на колени подложив ролдужную повязку. Сухожильные нити оленя отличаются большой прочностью, эластичностью и совсем не заметной на коже. Каждая женщина сама обшивала свою семью необходимой одеждой в первую очередь повседневной и промысловой.

Праздничная одежда

Праздничная одежда из ролдуги декорировалась разнообразней и сложней. Ролдугу тонировали в оранжевые и черные цвета используя в качестве пигмента красную глину и сажу. Женский костюм отличается от мужского богатством украшений и орнамента. Для эвенкийских и эвенских узоров характерны геометрические мотивы состоящие из концентрических кругов, зигзагов, полос, треугольников, квадратов, позже у вышивки появились растительные узоры. Изделия из меха декорируют чаще всего в технике мозаики и инкрустации. При необходимости мех подвергается различной обработке – бритью, выщипыванию и стрижке. Наиболее популярным рисунком у эвенков и эвенов является двухцветная шахматка из мелких квадратов, ромбов или треугольников.

На ролдуге использовали вышивку бисером и уникальную вышивку белым подшейным волосом оленя. Цветовая гамма орнаментов сохраняется в этнической культуре длительное время и имеет определенное символическое значение. Традиционно используется бисер голубого, белого и черного цветов. Это цвета окружающей природы дающей человеку жизнь. Цвет снега, неба, воды и земли. Дополнением к ним служит красный цвет. Еще в девятнадцатом веке один из первых исследователей культуры эвенов восторгаясь внешним обликом их праздничной одежды сравнил ее с великолепным испанским камзолом. Безусловно праздничный костюм эвенов имеет торжественно величественный характер со звучной окружающей природе, ритму жизни и мироощущению таежных кочевников.

Традиционные верования и обряды эвенов

Эвены, эвенки и негидальцы еще в восемнадцатом веке искренни приняли христианство. Даже в небольших поселках на оленеводческих базах вплоть до 40-50 гг. 20 века стояли православные часовни, куда регулярно приезжал священник. А все пожилые люди и сегодня имеют старинные иконы и кресты, доставшиеся от родителей. Но это не мешает им одновременно придерживаться шаманизма – почитать языческих духов. Известны случаи когда для совершения определенного обряда иконы смазывались кровью оленя. Так сознание и повседневной жизни народа переплелись эти две религии.

Кроме традиционного календаря по частям тела, тунгусы пользовались и православным, он изготавливался из деревянной дощечки на которой метками обозначались дни, месяцы. Отмечались церковные праздники и семейные даты. Для всех таежных народов характерен культ медведя. Согласно мифам первые люди некоторых родов произошли от брака женщины с медведем. Поэтому женщины соблюдали многочисленные запреты в отношениях с этим зверем. Например, женщины не допускались к обработке мяса и шкуры медведя, а если им приходилось это делать, то на запястье им привязывали колокольчик, чтобы душа медведя не подумала, что это не женщина, а олень к нему прикасается.

Негида́льцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье

Ритуалы

Одушевляя природные объекты эвены и эвенки , чья жизнь проходит в пути на перевалах обязательно обращаются к духу горы с просьбой удачного путешествия и в знак уважения привязывают на лиственницу ленточки из разноцветной ткани, оставляют угощения. Культ огня один из самых важных традиционной культуре таежных кочевников. Отправляясь в дальний путь, на промысел или начиная новое дело, эвены разговаривают с огнем. Спрашивают совета и строго следуют знакам полученным от него. Садясь за стол, входя в чужой дом в первую очередь бросят не много еды в печь или костер. Это вероятно один самых архаичных ритуалов сохраняемых северными народами тысячи лет.

tradiciya-ehvenkiК числу древних относится обряд гадания на лопатке оленя или горного барана. В трещинках и пятнах закопченной лопатки таежник видит свое будущую дорогу и события которая на ней произойдут. Кости убитых оленей , как и других промысловых животных эвены не бросают в лесу, их захоранивают в специальных ритуальных сооружениях – голик. Этот обряд призван сохранять воспроизводство промысловых зверей дающих людям пищу. Если в поселке нет возможности построить голик то копыта оленя просто подвешивают на лиственницу рядом с домом.

Похоронные обряды сохраняют древние архаичные черты. Еще совсем недавно захоронения были воздушными, когда покойника завернутого в бересту или ролдугу подвешивали на дереве или укладывали на специальном помосте. Сейчас хоронят по христианским правилам который вплетаются элементы древних традиций. Рядом с могилой устанавливают имитацию чума из трех жердей, в которую подвешивают рога оленя, колокольчик, копыта и грудину с шерстью.

Заключение

Оленеводство – основное отрасль традиционной хозяйственной деятельности коренных народов севера. Благополучие этого промысла является залогом сохранения исконного образа жизни. А значит языка, культуры и традиционного мировоззрения жителей севера. Им всего то и надо заниматься делом, которое они любят и знают, которым тысячу лет занимались их предки и будут вероятно заниматься их дети. Они вернутся из интернатов бригады, будут пасти оленей, заботится о них, просыпаться в чуме на еловых ветках источающих смолянистый запах, пить живую воду из горного ручья звенящего хрустальными льдинками и также, как их родители говорить олень – это наша жизнь.

Автор: Галина Титорева

Оцените статью
Добавить комментарий